Категория:
Что делать если вас, уволили или увольняют по НУК? (восстановление после незаконного увольнения. Как себя вести. Опыт из судебной практики)

В нашей статье мы отразим ключевые ошибки военнослужащих, которые допускаются в период увольнения, а так же при обращении в суд, которые делают практически невозможным восстановление на военной службе.

Как правило, офицер или контрактник к двадцатилетней выслуге приобретает свое мнение и опыт, а зачастую, может на своем мнении и настаивать.

Командирам это очень сильно не нравится, и начинается процедура незаконного перевода к новому месту службы или незаконное «обкладывание» взысканиями. Вы, возмущаясь действиями командования, усугубляете свое положение и в конечном итоге оказываетесь на аттестационной комиссии, где постановляют — уволить, что впоследствии и происходит.

Члены аттестационной комиссии — это люди, которые, как правило, не идут против воли командира. Они просто уверены, что с ними такого не случится, и они не окажутся на вашем месте. Поэтому ипотека, которая, после увольнения будет вас «душить», финансовые и семейные проблемы, никого из этих людей не волнуют.

Чтобы, не оказаться в подобной ситуации, после того как вам объявили несколько взысканий, которые, как правило, незаконны и применены с нарушением порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, необходимо в течение трех месяцев их обжаловать в военную прокуратуру либо в суд.

ВНИМАНИЕ!!! Ни в коем случае, нельзя проявлять слабоволие и думать, что суд разберется с вашим незаконным увольнением положительно!

Отсутствие дисциплинарных взысканий в течение длительного срока не является основанием для отмены наложенных взысканий. В решении суда по делу об отмене приказа об увольнении, данный факт будет отражён следующим образом: «Ранее, положительные характеристики судом во внимание приняты, быть не могут, так как военнослужащий, впоследствии, перестал соответствовать требованиям, предъявленным к нему согласно заключенному контракту, что подтверждено при проведении аттестационной комиссии».

И так первая ошибка — это не обжалование или несвоевременное обжалование дисциплинарных взысканий.

Главное что каждый должен для себя уяснить: как только начинают появляться незаконные дисциплинарные взыскания, они должны быть немедленно обжалованы. Все разговоры о том, что вы офицер, жаловаться некрасиво, вы не хотите портить отношения,- в пользу бедных. Потому что отношения уже испорчены, вас хотят убрать, чего бы это ни стоило. Именно в этот момент вам предстоит задуматься на тему: чего вы больше хотите? Лишиться права на жильё и иных льготы, лишиться стабильного денежного довольствия, или всё же начнёте отстаивать своё право на дальнейшее прохождение службы.

Пример ситуации в суде:

Суд, начиная рассмотрение административного дела о признании увольнения незаконным, задаст вам два вопроса:

  1. Это Ваша служебная карточка?
  2. Вы знали о применении к Вам указанных в вашей служебной карточке дисциплинарных взысканий?

И тут, наступает первая проблема, которая перетягивает весы правосудия на сторону командования, объясню почему:

Вы отвечаете: «да!»

После чего суд задаст следующий вопрос: «Почему вы их не обжаловали?»

Представитель командира, может ничего не говорить, а правовая позиция командования, всегда будет судом принята, и Вы ее косвенно подтверждаете, любым своим ответом.

Если вы ответите: «Я не знал о наложении на меня дисциплинарных взысканий!», то следом от представителя командира воинской части вываливается куча, актов об отказе в ознакомлении со служебной карточкой, подписанной тремя свидетелями и т.д.

Круг замкнулся, взыскания и материалы разбирательств, даже если они «кривые» будут приняты судом как доказательства вашего несоответствия требованиям, предъявляемым к военнослужащим.

Если в материалах разбирательств по фактам совершения дисциплинарных проступков отсутствуют ваши объяснительные, то командованием опять предоставляются акты об отказе в предоставлении объяснений подписанные тремя свидетелями, и снова, правда, на стороне командира.

Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, если вы не обжаловали в течение трех месяцев наложенные на вас взыскания, и к моменту судебного разбирательства уже уволены и исключены из списков воинской части, нужно четко знать и понимать порядок применения дисциплинарных взысканий.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий.

Согласно пункту 1 статьи 28.2  Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Пункты 2 и 3 указанной статьи устанавливают, что военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Пункт 6, указанной статьи гласит, что вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Аналогичные положения продублированы и в пункте 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Согласно пункту 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство, порядок проведения которого установлен статьей 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В ходе проведения разбирательства должны быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, перечень которых определен статьей 28.6 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Помимо этого, согласно п. 5 ст. 28.8 того же закона в ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только за совершение каких-либо противоправных, виновных действий (либо бездействий) в строго определенном порядке.

Более того, пункт 2 статьи 28.3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» прямо запрещает привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности, в случае отсутствия события дисциплинарного проступка, а также, если его действие (бездействие) не является противоправным либо виновным.

Кроме того, в соответствии со статьей 28.6 названного федерального закона, в ходе проведения разбирательства, при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, помимо прочего, обязательному выяснению подлежат:

— событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения),

-вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка,

— наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка,

— обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего.

При этом в соответствии с п.п. 91 и 92 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ (далее ДУ ВС РФ) о примененных дисциплинарных взысканиях в виде выговора объявляется офицерам — лично или на совещании (старшим офицерам — в присутствии старших офицеров, высшим офицерам — в присутствии высших офицеров). Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе. Объявлять дисциплинарные взыскания командирам (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается. При объявлении военнослужащему дисциплинарного взыскания указываются причина наказания и суть дисциплинарного проступка.

В случае если, названные положения закона в ходе привлечения к дисциплинарной ответственности были проигнорированы, а указанные в служебной карточке дисциплинарные взыскания, в нарушение ст. 91 ДУ ВС, не объявлялись, то таковые подлежат снятию, как наложенное неправомерно.

Крайне важно понимать, что давать объяснение это ваше право, при этом одним из ключей к оспариванию дисциплинарных взысканий является правильно составленное объяснение. При его составлении главной задачей для вас будет отразить:

  • отсутствие состава дисциплинарного проступка в ваших действиях;
  • обосновать свою невиновность.

В суде это может выглядеть следующим образом:

В представленной суду служебной карточке у вас отражён ряд дисциплинарных взысканий, в том числе — предупреждение о неполном служебном соответствии, за совершение грубого дисциплинарного проступка, допустим, за несвоевременный доклад о чём-либо.

В данном случае ваше увольнение выглядит вполне логичным, потому что п.41 Постановления пленума верховного суда от 29.05.2014 года №8 определяет: Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Но, важно учитывать, что пунктом 2 ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» определен перечень грубых дисциплинарных проступков, в число которых, проступок, якобы вами совершённый, не входит.

Порядок проведения разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка определён ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом в соответствии с пунктом 7 названной статьи, по окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке, в котором указываются обстоятельства и мотивы совершения данного проступка. При этом сроки на обжалование можно восстановить по ст. 219 КАС РФ.

Выявить нарушения, которые допустил командир части при наложении взысканий можно, истребовав документы о проведении разбирательств, заявив соответствующее ходатайство.

После поступления документов в суд необходимо с ними ознакомиться и проверить следующие факты:

  • где вы находились в момент применения к Вам взысканий;
  • сверить все даты в документах;
  • кто именно проводил разбирательства;
  • чьи подписи стоят (возможен вариант, что в протоколе о совершении ГДП кто-то расписался за вас).

При установлении подобных фактов, необходимо письменно заявлять ходатайства о проведении почерковедческой экспертизы, по статье 77 КАС РФ. Как только экспертиза установит, что документ подписан не вами, сразу необходимо заявлять ходатайство об исключении доказательства по статье 61 КАС РФ. Внимание, в данном случае, вы должны понимать, что как только должностные лица воинской части поймут, что запахло «жаренным», они просто перестанут представлять документы, и займут следующую позицию: «Не знаю, не помню, было и все, в карточке есть, значит было».

В данном случае мы приходим ко второй ошибке. Не зная, порядок рассмотрения дел в военных судах, многие начинают торжествовать: «Победа, командование воинской части не может доказать, что уволили законно!», НО…

НО для суда ваша служебная карточка является доказательством, того что Вы не соответствуете требованиям, предъявляемым к военнослужащим, а не представленные материалы, разбирательства или представленные с нарушением чего-либо не сыграют роли, по отмене взыскания. Поэтому из перечня доказательств должна быть исключена сама служебная карточка.

Ключевым фактами при отмене приказа об увольнении, будут являться не мелкие процессуальные нарушения при наложении взысканий, и даже скажу больше, во внимание будут приняты, только грубые нарушения порядка увольнения, к которым можно отнести:

  • оформление решения аттестационной комиссии и аттестационного листа «задним числом», после издания приказа о Вашем увольнении;
  • подложные подписи (в служебных карточках, актах, уведомлениях и иных документах).

Следующей проблемой, которую предстоит решить Вам или вашему представителю, станет найти нарушения в порядке проведения аттестационной комиссии.

Здесь суды используют одни и те же вопросы ловушки.

Например:

Суд: «Вы, говорите, что не были на аттестационной комиссии, а были на беседе, верно?»

Военнослужащий: «Да!»

Суд: «Хорошо, расскажите пожалуйста, кто там присутствовал?»

И военнослужащий полагая, что ему поверили, начинает отвечать: «Присутствовали 4 человека майор Сидоров, подполковник Петров, подполковник Смирнов, полковник Фёдоров.»

Суд: «Какое решение в конце беседы они вам вынесли?»

Военнослужащий: «Ну, вроде, уволить».

Этого достаточно, что бы понять, что вы были на аттестационной комиссии и вас там рассмотрели с вынесением решения.

Внимание важно!!! В данной ситуации вы должны сориентироваться во время проведения аттестационной комиссии и совершить следующие действия:

  1. Заявить под протокол о просьбе перенести аттестационную комиссию, так как имеются нарушения в ее проведении, сославшись при этом на любой аспект, указанный в приказе Министра обороны РФ № 444 от 2012 года, к примеру, в связи с тем что вас не ознакомили с аттестационным листом. Ни одна воинская часть, не проводит ее, так как положено.
  2. Зафиксировать своей подписью в протоколе факт приостановки аттестационной комиссии в связи с допущенными нарушениями.
  3. Снять копию с протокола.

Если далее процесс увольнения продолжится без вашего участия, то в суде уже можно будет сказать: «Да первый раз был на комиссии, но я ее остановил, там жуткий бардак!», и описать, что там происходило. А в случае предоставления подложного протокола, заключения и аттестационного листа с «левыми» подписями, вы можете спокойно заявлять почерковедческую экспертизу. После чего признавать представленные документы ненадлежащими доказательствами.

В целом комиссию и протокол признают недействительным, если вас на ней не было, и вы в протоколе не расписывались, все остальное может так или иначе уличить командование в мелких процессуальных нарушениях при проведении аттестационной комиссии, но не отменить целиком её решение.

Приведём ещё один пример.

Военнослужащий в течение полугода непрерывно находился в командировке, в этой командировке его подчиненные нарушили воинскую дисциплину два раза, по прибытию через полгода из командировки, была проведена аттестационная комиссия, после чего он снова был отправлен в командировку, еще через полгода его вызвали, что бы сообщить, что он уволен.

 При рассмотрении дела в суде по представленным документам, стороны воинской части все чисто: взыскания, ГДП и аттестационная комиссия. Но при углубленном изучении представленных в суд документов, выяснилось, что взыскания и приказы о наказании ему объявлялись, по телефону, разбирательства так же проводились по телефону. Военнослужащий докладывал как было дело, а должностные лица воинской части проводили разбирательство, т.е. проводило «мобильное разбирательство».

После истребования доказательств и ознакомления с материалами дела в суде мы обнаружили, что материалы аттестационной комиссии не те. Запросив материалы в части и в кадровом органе, который принимал решение о его увольнении, оказалось, что они абсолютно разные и подписи тоже военнослужащему не принадлежат. После чего, было подано ходатайство о проведении, почерковедческой экспертизы, которая этот факт подтвердила. В результате доказательства, подтверждающие факт не соответствия военнослужащего требованиям действующего законодательства, предъявляемым к нему, были исключены. А нет аттестационной комиссии, нет и увольнения. Таким образом, факт нахождения нашего военнослужащего за пределами части и не выезд на место совершения дисциплинарных проступков командованием, а так же факт предоставления подложных документов (подделка подписей) послужил основой для отмены всех дисциплинарных взысканий и решения аттестационной комиссии.

Подводя итог всему вышеописанному, можно сделать следующий выводы.

  • При составлении и административного иска и ведении процесса, крайне важно учитывать, что мелкие процессуальные нарушения при наложении дисциплинарных взысканий и проведении аттестационной комиссии не приведут к их отмене.
  • Главными задачами в судебном процессе будут:         а) признать незаконным решение аттестационной комиссии;  б) доказать факт незаконности наложения дисциплинарных взысканий.
  • Важно правильно сформулировать исковые требования, потому что в рамках КАС изменить заявленные требования невозможно.
  • Крайне важно правильно построить исковое заявление.
  • Своевременно, то есть до назначения аттестационной комиссии, обратиться к опытному военному юристу, потому что самостоятельное ведение процесса может вылиться в отказ, который будет стоить вам очень дорого.
Задайте вопрос военному юристу
Поможем по вопросам страховых выплат, трудностям с военной ипотекой, НИС и другими насущными проблемами военнослужащих