Проблемы реализации социальных прав участников и ветеранов СВО, членов их семей
Защита участников и ветеранов СВО рассматривается как вопрос социальной справедливости и консолидации российского общества. Моральный долг каждого гражданина выражается в уважении и признании заслуг тех, кто, исполняя долг перед Родиной, подвергал свою жизнь опасности. Эта тема обладает высокой актуальностью и значимостью, что подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2025 г. N 28, объявляющим 2025 г. Годом защитника Отечества.
Ключевым аспектом является недопущение социальной изоляции ветеранов. Это особенно актуально в свете исторического опыта участников других вооруженных конфликтов, таких как война в Афганистане, когда после завершения боевых действий отсутствовало социальное измерение государственной защиты, что приводило к тому, что ветераны оказывались в ситуации социальной дезадаптации.
Исторически сложилось, что Российское государство уделяло особое внимание защитникам Отечества, предоставляя расширенную государственную защиту военнослужащим и сотрудникам силовых структур, чья деятельность связана с обеспечением безопасности страны и сопряжена с высоким риском для жизни и здоровья
Значительное внимание, уделяемое вопросам социальной защиты участников и ветеранов СВО, а также членов их семей, заслуживает положительной оценки. Показателен при этом некий правовой вакуум в регулировании рассматриваемых отношений — решения принимаются в ответ на тот или иной конкретный вызов. Это обусловлено тем, что СВО проводится впервые и существенно отличается от предыдущих военных конфликтов, что затрудняет предвидение вызовов и создание соответствующей правовой базы.
В федеральных нормативных правовых актах не дано легального определения понятия «участник специальной военной операции» Из Постановления Правительства РФ от 9 октября 2024 г. N 1354 следует, что участники СВО — это граждане РФ, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
С 6 августа 2024 г. часть территории Курской области находилась под оккупацией неонацистских формирований, и на данной территории велись активные боевые действия. Однако на военнослужащих, осуществлявших защиту Курской области, не распространялся статус участника СВО, поскольку на территории Курской области был введен режим контртеррористической операции. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» только 21 апреля 2025 г.
Правовое регулирование социальных прав рассматриваемых субъектов носит фрагментарный характер. Система комплексной защиты еще не сформирована в полной мере. Для обеспечения всесторонней государственной защиты участников и ветеранов СВО, а также их семей необходима унификация законодательства.
В государственной защите прав участников СВО основной акцент делается на финансовые выплаты. Лишь отдельные аспекты социальных прав, такие как брачно-семейные отношения с участниками СВО, получают повышенное внимание.
Ввиду объективных причин сведения о количестве участников СВО не представлены в открытых источниках. В связи с этим при анализе мер государственной защиты, предоставляемых участникам СВО и их семьям, возможно лишь приблизительно оценивать численность лиц, нуждающихся в социальной защите.
В системе социальной защиты участников и ветеранов СВО можно выделить федеральные и региональные льготы. При этом региональные преференции значительно различаются в зависимости от конкретного региона.
Первостепенной задачей является обеспечение участников и ветеранов СВО качественным медицинским обслуживанием, включая лечение и реабилитацию, а также поддержание ментального здоровья путем психологической реабилитации и социализации.
Меры социальной защиты исследуемых субъектов можно условно классифицировать на несколько групп: финансовая помощь (единовременные компенсационные выплаты и ежемесячные выплаты); медицинское обслуживание, включая лечение и реабилитацию, санаторно-курортное лечение; правовая защита — оказание бесплатной юридической помощи; пенсионное обеспечение; защита в сфере трудовых отношений и занятости; налоговые преференции и льготы при уплате государственной пошлины; льготы, предоставляемые при оплате жилищно-коммунальных услуг; защита в сфере образования (общего, среднего профессионального и высшего); льготы при проезде на общественном транспорте; защита в сфере кредитных и банковских отношений и ряд мер государственной поддержи (в сфере бизнеса, государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг).
Остановимся на анализе наиболее проблемных аспектов.
Во-первых, психологическая реабилитация участников специальной военной операции (СВО) представляет собой критически важный компонент их успешной интеграции в гражданскую жизнь после участия в боевых действиях. Данный процесс требует комплексного подхода, включающего как профессиональную помощь в области психического здоровья, так и активное вовлечение семей участников в реабилитационные мероприятия.
Участие в боевых действиях может привести к серьезным психологическим последствиям, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессию и социальную изоляцию. Эти состояния могут значительно затруднить процесс социализации и адаптации к мирной жизни. Немаловажно то, с каким набором антропологических характеристик человек оказался в зоне СВО. Психологическая реабилитация направлена на восстановление психического здоровья, что, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни ветеранов и их семей.
В России психологическая помощь до сих пор воспринимается с определенной долей скептицизма, что, возможно, связано с отсутствием закона «О психологической помощи» и неопределенностью статуса специалистов данных помогающих профессий.
Работа с психологами может предотвратить маргинализацию участников СВО. Защита Родины, безусловно, дает некие рентные преимущества. Однако важно не забывать, что один ранее совершенный благородный поступок последующие, не столь благородные, ни в коей мере не перевешивает. Если совсем упростить, то переформулировать можно так: является ли участие в СВО индульгенцией на любые совершаемые после нее поступки? Безусловно, нет. Психологическая коррекция психотравмирующего опыта крайне важна во избежание использования приобретенных боевых навыков в криминальной сфере.
Работа с психологом позволит выявить суицидальные наклонности, в частности у лиц, получивших увечья и травмы различного характера, находившихся в плену у противника.
Ветераны СВО фактически заново осваивают навыки жизни, восстанавливая свою идентичность, режим сна и другие базовые аспекты повседневности. В условиях боевых действий используется позывной для упрощения коммуникации и обеспечения конфиденциальности — в мирной жизни ветеранам необходимо адаптироваться, в том числе и к собственному имени.
Получение психологической помощи является актом свободного волеизъявления ветеранов СВО. Несмотря на очевидную необходимость и значимость такой поддержки, государство не может навязывать ее принудительно. Более того, значительная часть участников СВО и их семей испытывают недоверие к психологам.
Думается, одним из возможных решений данной проблемы может стать разработка обязательной индивидуальной программы реабилитации для каждого ветерана СВО, что обеспечит необходимую поддержку в адаптации к мирной жизни, включая психологическую помощь.
Во-вторых, пенсионные права участников СВО представляют собой сложный и многоаспектный правовой феномен. Происходит сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении участников СВО, которые могут различаться по кругу лиц.
Все территориальные органы Социального фонда России обязаны информировать участников СВО о льготах, установленных законодательством в сфере пенсионного обеспечения, среди которых: повышенный страховой стаж — два года стажа за один год участия в СВО; повышенные пенсионные коэффициенты — 3,6 коэффициента за календарный год участия (вместо 1,8); стаж для назначения страховой пенсии по старости раньше установленного возраста — учет участия в СВО при назначении пенсии за длительный страховой стаж (42 года у мужчин и 37 лет у женщин) на два года раньше пенсионного возраста.
В-третьих, пристальное внимание уделяется социализации участников СВО, что выражается в том числе и в приоритетном зачислении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. Все участники СВО и их дети имеют особые права при поступлении в образовательную организацию по программам бакалавриата и специалитета: право на прием на места в пределах отдельной квоты (10% от общего объема бюджетных мест по каждому направлению подготовки). Начисляется до 10 дополнительных баллов абитуриентам, участвовавшим в СВО, в качестве индивидуальных достижений. Некоторым участникам СВО предоставляется право поступления на места в пределах отдельной квоты без проведения вступительных испытаний (за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности): Героям Российской Федерации и их детям; лицам, награжденным тремя орденами Мужества, и их детям; детям, чей родитель погиб или получил увечье либо заболевание в ходе спецоперации.
В-четвертых, после окончания военной службы участники СВО вправе вернуться к своей работе в течение 3 месяцев. Если они не выйдут на работу по истечении 3 месяцев с даты окончания военной службы, то их можно уволить на основании п. 13.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации <9> (далее — ТК РФ). Трудовой договор возобновляется в день выхода участника СВО на работу. О необходимости издания работодателем приказа о возобновлении действия трудового договора в законе умалчивается. О выходе он должен предупредить работодателя за 3 рабочих дня. В течение 6 месяцев после возобновления трудового договора он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время независимо от стажа работы у работодателя (ч. 8 ст. 351.7 ТК РФ).
В-пятых, в соответствии с Федеральным законом от 13 июня 2023 г. N 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» участники СВО и члены их семей освобождены от начисления пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Таким субъектам не могут быть ограничены и (или) приостановлены коммунальные услуги. «Данные меры социальной защиты устанавливаются на период участия граждан в СВО и предоставляются независимо от того, кто является нанимателем (собственником) жилого помещения, независимо от места регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания. Меры распространяются только на одно жилое помещение по выбору».
Процедура освобождения от начисления пеней реализуется исключительно на основании заявления: для этого требуется документальное подтверждение участия в СВО, а также соответствующего статуса членов семьи военнослужащего.
В августе 2023 г. в обществе широко обсуждался инцидент, связанный с выселением семьи погибшего военнослужащего, принимавшего участие в СВО, из их единственного жилья в Краснодаре. Причиной выселения стали просроченные платежи по ипотеке и задолженность за коммунальные услуги. Квартира, приобретенная с использованием средств материнского капитала, принадлежала погибшему военнослужащему и служила единственным местом проживания для его двух малолетних детей
По информации из СМИ, впоследствии вдове погибшего была предоставлена выплата в размере более 14 миллионов рублей, назначены ежемесячные выплаты и пенсия по случаю потери кормильца, а также оказана помощь в поиске нового жилья. В то же время судебные споры по поводу выселения продолжаются.
Этот случай демонстрирует, что, несмотря на наличие законодательных гарантий и мер защиты для мобилизованных, участников СВО и их семей, отдельные сложные и конфликтные ситуации возникают.
Внедрение целостной системы социальной защиты участников и ветеранов СВО, а также их семей будет способствовать укреплению социальной стабильности, консолидации общества и формированию устойчивого доверия к институтам государственной власти, а также позволит максимально реализовать потенциал данной социальной группы.
Консультация профессиональных юристов обеспечит полноценную юридическую помощь по правовым вопросам любой сложности.