В данной статье отдадим предпочтение краткому изучению и анализу Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Закон 161 — ФЗ), где показаны его основные положительные и отрицательные стороны, рассмотрим виды материальной ответственности.
Согласно Закону 161 – ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, ею произведенные.
Закону 161 – ФЗ использует дифференцированный подход к определению размера материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности их действий (бездействия), повлекших за собой причинение ущерба, а равно исходя из формы вины в содеянном.
Особенности военно-служебной деятельности предопределили установление в Законе 161 – ФЗ особого порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности перед государством за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями.
Среди положительных сторон Закона 161 – ФЗ можно выделить: 1) отмена кратности возмещаемого ущерба при привлечении военнослужащих к материальной ответственности; 2) установление срока давности привлечения к материальной ответственности. Кроме того, в области оперативно-служебных и военно-служебных отношений данное изменение позволило в значительной степени упорядочить вопросы: привлечения военнослужащих к данному виду ответственности в различных служебных ситуациях, в том числе при нахождении военнослужащего в распоряжении, отпуске, при переводе на другое место службы, увольнении и т.д.; повседневной деятельности воинских частей и подразделений в части оптимизации работы по возмещению причиненного ущерба (временной фактор — ускорение работы); более ответственного подхода к привлечению военнослужащих к материальной ответственности (с учетом сроков и норм гражданского процессуального законодательства о сроках исковой давности); 3) введение и применение новых терминов, в том числе «воинские части», «реальный ущерб», «имущество воинской части»; разграничение видов материальной ответственности на ограниченную и полную; исключение из практики «натурального» порядка возмещения ущерба
Среди отрицательных сторон Закона 161 – ФЗ можно выделить: 1) Отсутствие четкого законодательного закрепления оснований наступления материальной ответственности. Применение в данном Законе гражданско-правовой категории «возмещение ущерба» создает определенные предпосылки для рассмотрения материальной ответственности на теоретическом уровне как дополнительного вида гражданско-правовой ответственности, ведет к смешению данных видов ответственности; 2) Отсутствие исчерпывающего перечня оснований освобождения военнослужащих от материальной ответственности, в том числе в случаях: смерти военнослужащего; объявления его безвестно отсутствующим; признания его недееспособным; возмещения военнослужащим вреда за утраченное или недостающее имущество, которое в установленном порядке было списано или признано негодным к дальнейшему использованию и эксплуатации, а также не представляющим какой-либо материальной ценности; 3) Отсутствие перечня оснований уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению. Отсутствие такого перечня, а также наличие в названном Законе нормы (ст. 11), устанавливающей единоличное право командира (начальника) уменьшать размер ущерба, подлежащего возмещению, также порождает определенные предпосылки возникновения коррупционных явлений и тем самым препятствует объективному и полному возмещению причиненного ущерба.
К видам материальной ответственности, в соответствии с Законом 161 – ФЗ можно отнести:
- Ограниченная материальная ответственность военнослужащих: за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие несут материальную ответственность в следующих размерах: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, — в размере причиненного ими ущерба, но не более двух окладов по воинской должности; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет и т.д….
- Полная материальная ответственность военнослужащих: по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов; в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда; в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации; умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Законом 161 – ФЗ определен срок привлечения военнослужащего к материальной ответственности составляет три года со дня обнаружения ущерба.
И днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Ключевым в данном случае является факт выявления материального ущерба, а так же дата его обнаружения, то есть когда командир (начальник) должен был узнать о наличие материального ущерба.
В последние годы различные командиры (начальники) федеральных органов исполнительной власти активизировали свою деятельность в отношении привлечения военнослужащих запаса к материальной ответственности. И зачастую, как показывает судебная практика, уже на стадии подготовки к судебному заседанию выявляются совсем нелицеприятные факты нарушения закона со стороны командиров (начальников), а именно: документальные подтверждения служебного подлога, фальсификации документов и т.д. Крайне важно понимать, что в судебном процессе необходимо обращать внимание суда на данные проявления командирского «правового нигилизма». В случае необходимости заявлять ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы, либо подавать частную жалобу на данные действия, а так же заявление о проведении проверки по факту служебного подлога в соответствующие правоохранительные органы, для того чтобы вам не пришлось оплачивать весьма дорогостоящую судебную экспертизу.
Подводя итог, если Вы оказались в подобной ситуации, то рекомендуем не медлить, а обратиться и довериться профессионалам. Ваш вопрос будет системно изучен, определены перспективы дела, выработана стратегия и алгоритм действий. Судебная практика показывает, что если у ответчика (бывшего военнослужащего) нет хорошего представителя и убедительных возражений, то суды как правило, привлекают такого ответчика к материальной ответственности и взыскивают значительные суммы денежных средств.