
В соответствии со статьёй 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. Существует судебная практика обращения командиров воинских частей с такими заявлениями в гарнизонные военные суды.
На основании статьи 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Заинтересованные лица вправе представить в суд в целях пояснения подтверждающих обстоятельств документ установленной формы, содержащий сведения об обстоятельствах исчезновения гражданина (справка об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели).
Заявителем может выступать прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, которые обращаются в суд от своего имени в защиту интересов других лиц, общественных интересов, имеющие государственный или общественный интерес в исходе дела.
В случае признания судом безвестно отсутствующим или умершим военнослужащего заявителями могут быть не только родственники, но и командиры воинских частей, в списках личного состава которой он находится.
Командир воинской части освобождён от уплаты госпошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ.
Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.
Предмет доказывания
Формирование предмета доказывания при рассмотрении дел о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении умершими — сложность, которую испытывают заинтересованные лица и суды. В ГПК нет описания состава общего предмета доказывания. В отличие от большинства норм КАС, круг обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении данной категории дел в ГПК не обозначен.
На основании проанализированной судебной практики мы можем обозначить основные обстоятельства, которые должен исследовать суд при принятия решения.
По смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации при признании военнослужащего безвестно отсутствующим или объявлении умершим обстоятельствами, имеющими значение для дела, являются: факт прохождения гражданином военной службы, факт ведения военных действий, доказательства пропажи военнослужащего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание полагать его гибель от определенного несчастного случая, срок, в течение которого отсутствуют сведения о месте пребывания военнослужащего.
К заявлению командира воинской части о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим необходимо приложить материалы розыскного дела, служебное разбирательство по факту отсутствия военнослужащего в расположении воинской части с указанием причин отсутствия, справку об обстоятельствах исчезновения или возможной гибели гражданина, приказ командира воинской части об объявлении военнослужащего пропавшим без вести.
В случае если с таким заявлением обращаются родственники военнослужащего, необходимо ходатайствовать о привлечении воинской части к участию в деле в качестве заинтересованного лица и истребовании указанных материалов.
Суду необходимо исследовать, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим. Если указанные сведения не будут представлены, суд вправе отказать в удовлетворении заявления в связи с тем, что установление данного юридического факта не будет иметь юридического значения.
Так, например, решением Багратионовского районного суда Калининградской области было отказано в удовлетворении заявления об объявлении военнослужащего умершим. В обоснование требований указано, что заявитель является племянником военнослужащего, в отношении которого подано заявление. Установление юридического факта позволит другим родственникам получить выплаты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 и Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ. В заявленных требованиях было отказано в связи с тем, что заявитель, являющийся племянником военнослужащего, которого он просит объявить умершим, не имеет право на получение предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами выплат. Установление данного факта не будет иметь юридического значения.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 278 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Судом могут быть направлены следующие запросы:
— В орган ЗАГС о получении актов гражданского состояния указанного гражданина, записи акта перемены имени, смерти.
— В медицинские организации о том, числится ли в базе данных умерших указанный гражданин, о получении сведений о дате последнего обращения гражданина в медицинские организации.
— В Социальный фонд Российской Федерации о периодах работы гражданина, получении пенсии и иных социальных выплат.
— В МВД о нахождении гражданина в международном или федеральном розыске, об обращениях родственников, связанных с розыском данного гражданина.
— В управление военной полиции о нахождении в списках военнопленных.
Важным при вынесении законного и обоснованного решения является то обстоятельство, что военнослужащий, самовольно оставивший воинскую часть или место военной службы, определённый приказом командира воинской части, не может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, так как данное деяние образует состав преступления, предусмотренного ст. 337 Уголовного кодекса Российской Федерации. В этом случае независимо от причин самовольного оставления части происходит приостановление выплаты денежного довольствия со дня, указанного в приказе командира воинской части о признании военнослужащего самовольно оставившим воинскую часть.
Консультация профессиональных юристов обеспечит полноценную юридическую помощь по правовым вопросам любой сложности.