Подготовка к судебному разбирательству предусмотрена главой 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обязательным и самостоятельным этапом, решает ряд процессуальных и фактических задач.
Согласно статье 132 КАС РФ: подготовка к судебному разбирательству проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.
В соответствии со статьей 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец или его представитель:
1) передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению;
2) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
Административный ответчик или его представитель:
1) уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований;
2) представляет административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований;
3) передает суду доказательства, обосновывающие возражения относительно административного искового заявления, а административному истцу или его представителю копии документов, в которых содержатся эти доказательства;
4) заявляет перед судом ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству суд:
1) направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, если они в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса не были направлены, и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления и направления их копий административному истцу и заинтересованному лицу.
2) вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или не совершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;
3) разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика;
4) рассматривает вопрос о соединении или разъединении нескольких требований;
5) рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок;
6) при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их; истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств;
7) направляет судебные поручения;
8) по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску;
9) по ходатайству лиц, участвующих в деле, их представителей или по своей инициативе разрешает вопрос о возможности участия в судебном заседании, в том числе в предварительном судебном заседании, лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, а также принимает меры по обеспечению такого участия;
10) содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение, в частности разъясняет сторонам в целях урегулирования спора право обратиться за содействием к посреднику, в том числе медиатору, судебному примирителю, использовать другие примирительные процедуры, а также условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур, последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами соглашения о примирении, содействует примирению сторон;
11) разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения;
12) разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;
13) совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.
Как видно, подготовка к судебному разбирательству является самостоятельным этапом и предполагает динамичные действия, в ходе которых выясняются несколько ключевых моментов — уточнение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение подлежащего применению законодательства, работа с лицами, участвующими в деле, сбор доказательств по административному делу, рассмотрение ходатайств лиц, участвующих в деле, содействие примирению сторон.
Вместе с тем, этап подготовки остается недооцененным и на практике реализуется не в полной мере.
Например, недавно к нам обратился военнослужащий, которому мы составляли административное исковое заявление. Он прибыл на подготовку в Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд, где присутствовали его оппоненты – административные ответчики. Вероятно, подготовка к судебному разбирательству прошла в соответствии с законом, однако без участия административного истца. Суд и административные ответчики провели подготовку (или решали иные вопросы), и вызвали военнослужащего только для того, чтоб он поставил подпись в извещении о назначении подготовки в другой день. При посещении суда, военнослужащему не были разъяснены права, он не ознакомился с возражениями административных ответчиков и даже не узнал, какие лица, чьи интересы и на основании чего их представляют. Действовать далее без юридической помощи было бы ошибкой. Во время консультации мы пришли к выводу, что данные нарушения не сильно ущемили интересы военнослужащего, так как судом назначена еще одна подготовка к судебному разбирательству, о чем военнослужащий поставил подпись. Но наши надежды рухнули на следующий день, когда на сайте суда в движении дела мы обнаружили информацию о вынесении определения и назначении судебного заседания.
В настоящее время позиция и доказательства административных ответчиков нам неизвестны, подготовка прошла безрезультатно и в ущерб интересам административного истца.
Были ли соблюдены цели подготовки к судебному разбирательству, которые заключаются в обеспечении правильного и своевременного рассмотрения административного дела? Да, но только для суда и административных ответчиков, которые относятся к органам военного управления.
Административный истец и мы, как представители, находимся в неведении позиции другой стороны, не знакомы с представленными доказательствами и материалами дела. Эта ситуация для опытного юриста является привычной, но лишний раз доказывает, что не все нормы исполняются четко и повсеместно.
В данном случае необходимо действовать следующим образом – знакомиться с материалами дела до судебного заседания и устранять допущенные пробелы в процессе судебного разбирательства, что, безусловно, может затянуть процесс.