
Излишне выплаченные военнослужащему в качестве денежного довольствия денежные средства не подлежат с него взысканию в случае отсутствия при их начислении счетной ошибки и (или) недобросовестности со стороны получателя данных выплат.
Решением гарнизонного военного суда удовлетворено исковое заявление финансового органа о взыскании с майора запаса С. излишне выплаченных ежемесячных надбавок за особые условия военной службы (далее — за ОУС) и за выслугу лет на военной службе (далее — за выслугу лет). Согласно материалам дела С. вследствие ошибочного внесения ответственными должностными лицами кадрового органа недостоверных сведений в систему «Алушта» установлены ежемесячные надбавки за ОУС в размере 20% оклада по воинской должности вместо положенных ему 10% и за выслугу лет в размере 40% вместо полагающихся 30%, которые выплачивались ему соответственно с января 2014 г. по октябрь 2015 г. и с июля 2019 г. по июнь 2020 г. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд указал, что переплата С. денежного довольствия образовалась в результате допущенной должностными лицами кадрового органа воинской части счетной ошибки, в связи с чем излишне выплаченные ему денежные средства являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию с него.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке и принимая по делу новое решение — об отказе в удовлетворении иска, окружной военный суд исходил из следующего.
Согласно ч. ч. 13 и 18 ст. 2 Закона о денежном довольствии военнослужащих взыскиваемые с ответчика ежемесячные надбавки за ОУС и выслугу лет входят в состав денежного довольствия военнослужащего. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 марта 2021 г. N 8-П, денежное довольствие военнослужащих со всеми составными его частями, являясь формой оплаты их труда, по смыслу подп. 3 ст. 1109 ГК РФ представляет собой платеж, приравненный к заработной плате. Эта же правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 января 2022 г. N 1-П.
В связи с изложенным выше излишне выплаченные С. в качестве денежного довольствия денежные средства, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, не могут быть признаны неосновательным обогащением и не подлежат взысканию с ответчика. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств недобросовестности со стороны С. при получении им оспоренных денежных средств истцом в суды первой и второй инстанций не представлено. При этом вывод суда о том, что переплата ответчику денежного довольствия образовалась в результате допущенной при его начислении счетной ошибки основан на неверном толковании норм материального права, исходя из смысла которых счетной следует признавать лишь ошибку, допущенную в подсчете сумм, причитающихся к выплате. Что же касается ошибочно внесенных в систему «Алушта» сведений о ежемесячных надбавках за ОУС и выслугу лет С., то эти обстоятельства не могут расцениваться как счетная ошибка.
Определением кассационного военного суда апелляционное определение окружного военного суда оставлено без изменения. В соответствии с которым излишне выплаченные военнослужащему в качестве денежного довольствия денежные средства взысканию не подлежат.
Консультация профессиональных юристов обеспечит полноценную юридическую помощь по правовым вопросам любой сложности.