Постановлением 2018 года Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой на его основании разрешается вопрос о прекращении права военнослужащего, проходящего военную службу по контракту или уволенного с нее, на предоставление ему жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе (далее по тексту — НИС) жилищного обеспечения военнослужащих.
Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Вместе с тем, участие одного из супругов – военнослужащих в НИС не позволяет другому супругу реализовать право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, с учетом этого члена семьи.
Само по себе такое ограничение, принятое в рамках дискреции федерального законодателя, основано, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ситуации, когда с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащих такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилого помещения и реализация его потребностей в жилье зависит от реализации жилищных прав супруги (супруга) в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Вместе с этим, требование Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» не предусматривает такого основания исключения военнослужащего, участвующего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, из реестра ее участников, как обеспечение его жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Между тем само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включение его в соответствующий реестр не свидетельствует о реализации им указанного вида жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при достижении общей продолжительности военной службы двадцать лет, в том числе в льготном исчислении и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы десять лет и более.
Поэтому супруг вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в одной из двух форм – как военнослужащий — участник НИС, так и в качестве члена семьи военнослужащего.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом случаев, допускающих повторное обеспечение военнослужащего, в частности, жилым помещением, сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем в качестве военнослужащего, нормативные акты РФ не содержат.
С учетом изложенного супруга обязана этот свой выбор сделать и выразить его недвусмысленно и внятно, например, в формате заявления и представить его в жилищную комиссию по месту прохождения службы своего мужа и по своему месту службы, указав в нем, например, что она желает быть обеспеченной жилым помещением именно как член семьи военнослужащего, а не как военнослужащий в формате НИС, поскольку использование одной гарантии/льготы дважды законодательством не предусмотрено.
В ситуации, когда оба супруга – военнослужащие, но форма обеспечения различна – не редка. Один супруг (супруга) включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, другой с членами семьи состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (в собственность) или на жилищную субсидию, самый оптимальный вариант реализации права на жилище для обоих супругов с минимальными потерями это вначале реализация супруги (супруга) военнослужащего (ей) своего права на жилище, путем получения жилого помещения, предоставляемых по договору социального найма (в собственность) или жилищной субсидии, только после этого супруг (супруга) может реализовывать свое право через НИС. Это гарантировано сохранит возможность одному и другому супругу реализовать свое право на жилище – оптимально (без лишних потерь квадратных метров или размера субсидии).
Для закрепления приводим следующий алгоритм действий:
- При наступлении основания для реализации права на жилищное обеспечение у одного супруга (супруги) военнослужащего, в форме получения жилого помещения в собственность бесплатно или жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты), когда уже окончательно принято решение о распределении жилого помещения или перечислении денежных средств на приобретение жилого помещения, далее осуществляется регистрация жилого помещения в собственность или приобретение жилого помещения.
- Только после выполнения пункта 1) можно спокойно приступать второму супругу (супруге) к реализации права на жилище реализуемое через НИС, тут два варианта это приобретение жилого помещения, используя средства целевого жилищного займа, в том числе личные денежные средства (при условии, что право на использование не наступило) и второй вариант, когда не реализовали право жилище, но право на использование накоплений уже наступило, при этом супруг (супруга) через заявительный порядок получает все эти накопления (помимо этого, если нет 20 лет выслуги, то еще положены дополняющие выплаты).