Категория:
Может ли военнослужащий заниматься инвестиционной деятельностью? Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с запретами и ограничениями, при прохождении военной службой по контракт

В настоящей статье хотелось бы затронуть достаточно актуальную тему, связанную с инвестированием. Для того чтобы не угодить в неприятную ситуацию и возможными негативными последствиями в виде увольнения, необходимо знать, понимать и руководствоваться (правильно применять в повседневной жизни) требования действующего законодательства в части запретов и ограничений, применительно к нашей статье в экономической сфере.

Вопрос о правовом статусе военнослужащих его реализации является одним из важнейших теоретических и практических вопросов. Связано это в первую очередь с тем, что в Российской Федерации произошли значительные политические, социальные, экономические изменения, существенным образом обновилось законодательство, сложилась определенная практика его применения, в том числе и судебная.

Демократические процессы, происходящие ныне в Российской Федерации, затронули практически все слои общества, включая Вооруженные Силы (МО РФ, ФСБ, ФСО, ФС ВНГ и т.д.). В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает.

Военная служба по своей специфике связана с рядом правовых ограничений и прямых запретов для военнослужащих. В соответствии ст. 55 Конституции Российской Федерации, где права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными законодательными актами Российской Федерации.

Запреты и ограничения в экономической сфере Законодатель определил неоднозначно, т.к. они имеют двоякий характер. С одной стороны, оно направлено на ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью, однако с другой стороны ограничивает в возможности полноценно пользоваться некоторыми имущественными благами (капиталом), в связи с прохождением военной службы.

Свобода занятий, деятельности есть одно из существенных прав человека, ею определяется его призвание и избрание им наиболее подходящего способа к обеспечению существования и к удовлетворению потребностей. Ограничение этой свободы влечет существенное нарушение частных интересов любого лица, что может быть оправдано только наличием более важного интереса в публичной сфере, который стоит выше частного интереса. Таким интересом являются интересы государства в сфере национальной безопасности и обороны, реализовать которые призваны государственные служащие и военнослужащие. Следовательно, такие ограничения для военнослужащих в экономической сфере вытекают из специфики военной службы, как службы государственной. Лицо, состоящее на государственной службе, должно посвящать исполнению служебных обязанностей как можно большее количество своих сил и энергии. Таким образом, служба должна обеспечить ему средства к существованию, а побочные занятия не должны являться для него исключительным источником удовлетворения его насущных потребностей.

Статья 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с нее, т. е. является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.

В то же время вышеназванный Закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Четкие критерии и формы такой деятельности Законодателем не установлены, поэтому ее оформление может производиться как трудовыми договорами (контрактами), так и гражданско-правовыми договорами, например, подряда или поручения. Единственным условием, предусмотренным Законом, для осуществления вышеуказанных видов деятельности военнослужащим является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, т.е. она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или организации, в которых проходит военную службу военнослужащий, при несоблюдении этого условия.

Право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью военнослужащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. Вместе с тем, он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности отвечает образовательное учреждение.

Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Однако на практике под ней часто понимается подготовка и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, научно-практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.

Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного работника. Каждый военнослужащий независимо от ученой степени и звания имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе, сотрудничая при этом с любыми организациями, которые проводят научные работы.

Понятия «иной творческой деятельности», кроме сферы культуры, также не существует. Согласно п. 2 ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследования в этой области и т.д. Военнослужащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы, т.е. и в служебное время, например военнослужащие — преподаватели, научные работники и др.

В соответствии с абз. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Физическими лицами по законодательству являются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. К юридическим лицам по действующему законодательству отнесены

различные организационно-правовые формы предприятий, учреждений и организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Анализ вышеназванного Закона позволяет сделать вывод, что ограничение военнослужащих на участие в предпринимательской деятельности осуществлено достаточно последовательно и соответствует ограничениям, установленным для государственных служащих Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». В частности, им запрещено: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение, т.е. в силу своих служебных полномочий создание благоприятных условий физическим и юридическим лицам (издание распоряжений, передача имущества в обход установленного порядка и т.д.) в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Кроме указанных ограничений, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в связи с особым характером военной службы устанавливает ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д., средств коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат. В п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим запрещается получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Вместе с тем в соответствии п. 7 ст. 10 указанного Закона они имеют право на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью, т.е. на создание научного, литературного, художественного произведения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», где право опубликовать результаты творческого и научного труда принадлежит каждому автору. На практике военнослужащий может реализовать это право двояким образом: — с учетом требований ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», если при этом была использована служебная информация; — без учета требований ст. 10 указанного Закона, если служебная информация не использовалась.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору. Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах, на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.

Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх, независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения

военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.

Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.

Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ и иного ФОИВ.

Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО РФ и иного ФОИВ.

Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, с антикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

За нарушение запрета военнослужащего могут уволить. Перед тем как вкладываться в ценные бумаги, посмотрите, какие есть ограничения и запреты предусмотрены именно по должности, на которой состоите.

В общем, в акции и облигации Российской Федерации вкладываться можно, если нет конфликта интересов, а также, если не участвовать непосредственно в управлении компанией. Вместе с тем, иностранные финансовые инструменты можно использовать не всем военнослужащим, имеются исключения по должностям, в каждом ведомстве свои.

Военнослужащим запрещается получать гонорары за выступления (лекции и пр.) в порядке осуществления служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления и имели научный, педагогический или иной творческий характер. В противном случае это означало бы совместительство, что не допускается по вышеназванному Закону.

Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами. В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте указанной нормы подарком следует считать: — безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом (далее — дарителем) военнослужащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу; — безвозмездное обязательство дарителя перед военнослужащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) к дарителю или к третьему лицу; — безвозмездное освобождение военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом; — безвозмездное обязательство дарителя освободить военнослужащего от имущественной обязанности перед дарителем или перед третьим лицом.

Данное понятие включает в себя и предоставление различных услуг и привилегий, например, оплату развлечений, отдыха, лечения, оплату командировок, передачу в пользование квартир, дома, дачи, автомобиля; преимуществ в выполнении работы, в учебе; предоставление кредитов и ссуд с заниженным процентом; получение очевидно

завышенной заработной платы (вознаграждения) за дополнительную работу (научную, педагогическую, творческую) и т.д.

В то же время в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. военнослужащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки. На практике вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение и т.п.) считается принятым в связи с исполнением обязанностей военной службы, если: — в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принявшего; — вознаграждение вручено по месту работы или во время участия военнослужащего в мероприятиях (в том числе переговорах, совещаниях, заседаниях, командировках и т.д.), в которых он представляет соответствующие организацию или орган; — даритель прямо или косвенно заинтересован в издании акта, в подписании договора или иного документа, в выдаче лицензии (патента) или иного специального разрешения, в другом действии по реализации военнослужащим своих должностных обязанностей либо в отсутствии такого действия, и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия организации или органа, в которых он проходит военную службу.

В случае принятия вознаграждения с нарушением установленного запрета имевшее место дарение квалифицируется как ничтожная сделка в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом на военнослужащего, принявшего подарок, по решению командира (начальника) может быть наложено дисциплинарное взыскание, а при наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении военнослужащего может быть возбуждено уголовное дело.

В то же время военнослужащие в порядке поощрения могут быть награждены ценными подарками (в том числе именными) и денежными средствами т.е. принятие военнослужащими подарков в связи с исполнением военно-служебных обязанностей может быть осуществлено только в порядке поощрения в дисциплинарном порядке. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц. Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями. В то же время указанный Федеральный закон не устанавливает прямого запрета в отношении поездок за границу по личным делам, например на отдых.

В связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а также принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» на военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и иных федеральных государственных служащих распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ на военнослужащих распространены ограничения, запреты и обязанности,

установленные федеральным законом от 27 июля 2004 г. N№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» включена статья — 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы», в соответствии с которой на военнослужащего распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Неисполнение требований законодательства о противодействии коррупции образует состав следующих правонарушений коррупционной направленности: незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией (п. 1 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); осуществление предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); выступление служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы (п. 5 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно не передача в федеральную собственность подарков стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученных в связи с официальными мероприятиями (п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ; п. 6 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ст. 19.28 КоАП РФ); выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц (п. 7 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам (п. 8 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); разглашение или использование в целях, не связанных с государственной службой, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей (п. 9 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 6, п. 8 ст. 8 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение обязанности об уведомлении представителя нанимателя, командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника, представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (п. 2 ст. 11 федерального закона «О противодействии коррупции»); невыполнение служащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 11 федерального закона «О противодействии коррупции»), а также невыполнение некоторых других ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением государственной службы.

К числу наиболее распространенных нарушений относится несоблюдение запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью (за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской

деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческими организациями, приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В ходе надзорной практики выявлены факты занятия военнослужащими коммерческой деятельностью, участия как лично, так и через посредников в управлении коммерческими организациями.

При этом некоторые запреты, предусмотренные ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе», вошли в существенное противоречие с нормами военного права. Так к примеру, согласно п. 17 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона государственному служащему запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. А в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом при любых обстоятельствах запрещено заниматься педагогической и иной деятельностью, если она финансируется исключительно из иностранных источников.

На основании вышеприведенного, можно сделать следующие основные выводы:

· в настоящее время на военнослужащих в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространяются запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции»;

· запреты, разработанные в отношении государственных гражданских служащих и распространенные на военнослужащих, не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к военнослужащим. Нормами военного права в настоящее время не установлены некоторые ограничения, наличие которых объективно влияет на качество исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, например, в случае признания военнослужащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· действующая система правовых ограничений военнослужащих нуждается в совершенствовании, что обусловлено наличием пробелов, противоречий и фрагментарности правового регулирования. Необходимо создать новую систему правовых ограничений военнослужащих, соответствующую новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации и в целом военной организации государства. При унификации ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», следует учитывать специфику военной службы, а в соответствии с Федеральным законам «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливать данные нормы непосредственно федеральным законодательством о виде государственной службы (например, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»), при этом учитывая, но не копируя, практику правового регулирования иных видов государственной службы.

Задайте вопрос военному юристу
Поможем по вопросам страховых выплат, трудностям с военной ипотекой, НИС и другими насущными проблемами военнослужащих