ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2024 г. N 88-6416/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции установила:
Истец (мать погибшего в ходе СВО военнослужащего) обратилась в суд с иском к ответчикам (отец погибшего в ходе СВО военнослужащего), АО «Страховое общество газовой промышленности» (далее — АО «СОГАЗ, просила лишить отца права на денежные выплаты в связи с гибелью военнослужащего, предусмотренные Федеральным законом от N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих,…», Федеральным законом N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Указом Президента РФ от 05.03.2022 N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Федеральным законом от N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; лишить отца права на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, включая социальную пенсию и страховую пенсию, в связи с гибелью сына, взыскать с АО «СОГАЗ» в пользу истца денежную сумму страховой выплаты в размере 1 484 232,02 руб. и денежную сумму единовременного пособия в размере 2 226 348,03 руб., выплаченные страховой компанией отцу, полученный им несмотря на имеющийся судебный спор о лишении его права на денежные выплаты.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 7 февраля 2023 г. исковые требования ФИО4 удовлетворены частично.
Отец лишен права на денежные выплаты в связи с гибелью 11 сентября 2022 г. военнослужащего, предусмотренные Федеральным законом N 52-ФЗ, Федеральным законом N 306-ФЗ, Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 98.
Отец лишен права на пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца в связи с гибелью 11 сентября 2022 г. сына-военнослужащего.
В удовлетворении требований к АО «СОГАЗ» о взыскании денежных средств матери военнослужащего отказано в полном объеме.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2023 г., решение Вологодского городского суда Вологодской области от 7 февраля 2023 г. оставлено в силе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, мать погибшего военнослужащего состояла в браке с отцом погибшего военнослужащего.
Военнослужащий погиб в ходе проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации на территории Украины, Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. Смерть наступила в период прохождения действительной военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Истцом (матерью военнослужащего) были представлены доказательства, что погибший воспитывался в неполной семье. Воспитанием и обучением сына занималась она, его мама Отец участия в воспитании и образовании сына не принимал, его школьными делами не интересовался. За все годы учебы погибшего военнослужащего отец ребенка лично не обращался ни к педагогам, ни к администрации школы, не посещал родительские собрания, праздничные мероприятия. Со стороны матери погибший военнослужащий имел моральную поддержку в любых важных для него вопросах. Мать и сына связывали добрые, теплые, искренние отношения.
Представлены грамота от 2007 года, благодарственное письмо и благодарности в адрес матери от учителя начальных классов, директора школы за воспитание сына, активное участие в делах класса и школы, помощь классному руководителю.
Оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд первой инстанции, разрешая вопрос о наличии у ответчика отца погибшего права на получение единовременного пособия и страховой суммы, пенсионное обеспечение в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы сына, исходил из того, что истцом представлены объективные и достаточные доказательства, подтверждающие уклонение ответчика от содержания несовершеннолетнего сына, выполнения обязанностей по воспитанию сына, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию, обучению несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем признал законными и обоснованными требования матери о лишении ответчика (отца) мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы.
При этом суд принял во внимание последовательные показания свидетелей, в частности, воспитателя детского сада, учителя начальных классов, классного руководителя, директора школы, в которой обучался погибший, об отсутствии участия отца в воспитании сына от его дошкольного возраста до совершеннолетия и выполнении надлежащим образом родительских обязанностей только матерью, учел переписку отца с сыном в мессенджере, свидетельствующую о формальном и непостоянном характере их общения, в период, когда военнослужащий достиг возраста совершеннолетия, одну представленную ответчиком совместную фотографию с сыном за двадцать пять лет жизни последнего, принял во внимание автобиографию из личного дела военнослужащего, в которой он в качестве члена семьи указывает только мать.
Также суд пришел к выводу о том, что общение отца с сыном носило исключительно эпизодический характер, представленные доказательства не позволяют с достоверностью установить, что отец надлежащим образом выполнял свои обязанности по воспитанию и содержанию сына, постоянно заботился о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении, материально его обеспечивал.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы ответчика (отца), перечисленные выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Из положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав — утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
В силу изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу о том, что со стороны отца имело место злостное уклонение от воспитания и содержания сына. Тот факт, что он не был лишен родительских прав в отношении погибшего, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, такая правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2024 г. N 30-КГ23-9-К5.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 7 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу отца погибшего военнослужащего — без удовлетворения.
Консультация профессиональных юристов обеспечит полноценную юридическую помощь по правовым вопросам любой сложности.