Категория:
Как признать лицо фактическим воспитателем военнослужащего

Как признать лицо фактическим воспитателем военнослужащего

Согласно п. 4 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» членом семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации, предусмотренных данным Законом, считается лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего в течение не менее 5 лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Также согласно данной норме признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Таким образом, для признания фактическим воспитателем военнослужащего заинтересованное лицо должно обратиться в районный суд (ст. 24 ГПК РФ) с заявлением в порядке особого производства, которое подается по правилам, установленным ст. ст. 262 — 267 ГПК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что заинтересованное лицо должно будет доказывать в суде не только факт содержания военнослужащего, но и факт его воспитания. И если первое доказать относительно легко — например, отчим может представить суду документы, что в спорный период (не менее 5 лет до совершеннолетия военнослужащего) постоянно проживал вместе с военнослужащим и его матерью, официально работал в этот период, получал заработную плату или иной доход, что уже будет свидетельствовать о том, что, живя одной семьей, фактический воспитатель не мог не участвовать материально в жизни военнослужащего, — то подтвердить фактическое воспитание гораздо сложнее.

Автор данной статьи был одним из первых юристов в России, кто представлял интересы лица, пожелавшего признать себя фактическим воспитателем военнослужащего после гибели пасынка на СВО. Заявление рассматривалось в 2023 году, когда судебной практики по подобным делам еще не было и многое зависело от внутреннего убеждения судьи. На сегодняшний день ситуация изменилась, по данному вопросу есть акты Верховного Суда РФ (например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.04.2025 по делу N 24-КГ24-14-К4 (УИД 01RS0004-01-2023-007937-25)), однако судебная практика пока еще мало систематизирована и признание лица фактическим воспитателем военнослужащего до сих пор порождает множество вопросов.

Поскольку, как уже говорилось выше, при признании лица фактическим воспитателем военнослужащего в первую очередь доказывать необходимо именно факт воспитания военнослужащего в течение не менее 5 лет до достижения им 18-летнего возраста, т.е., как правило, до окончания им школы, доказать данный факт помогут документы и свидетели из того образовательного учреждения, где военнослужащий в свое время обучался.

В частности, доказательствами могут послужить:

— почетные грамоты и благодарственные письма на имя лица, требующего признать его фактическим воспитателем военнослужащего (зачастую в этих документах указываются и законный родитель, и фактический воспитатель, что также является допустимым доказательством по делу о признании лица фактическим воспитателем);

— какие-либо квитанции, подтверждающие внесение фактическим воспитателем платы за кружки и секции, которые посещал военнослужащий до 18 лет;

— свидетельские показания педагогов (в первую очередь классных руководителей), представителей администрации образовательного учреждения об участии фактического воспитателя в воспитании военнослужащего (посещал родительские собрания, внешкольные мероприятия, участвовал вместе с ребенком в конкурсах и соревнованиях и т.д.).

Кроме того, помощь в данном деле могут оказать и другие свидетели (соседи, родственники, знакомые), которые подтвердят, что фактический воспитатель проводил время с военнослужащим, ходил с ним гулять, водил на секции и кружки, помогал готовить домашнее задание, т.е. делал все для развития ребенка как личности. Если семья проживала в небольшом населенном пункте, можно прибегнуть к помощи свидетелей, ранее работавших в органах местного самоуправления, поскольку они, как правило, очень хорошо знают людей, проживавших в городском или сельском поселении (особенно специалисты, которые осуществляли работу с населением).

Хорошее подспорье в данных делах — фото- и видеодоказательства. Совместные фотографии фактического воспитателя с несовершеннолетним военнослужащим, видеозаписи, на которых видны их фактические родственные отношения, станут доказательством того, что фактический воспитатель исполнял свои обязанности добросовестно.

Если же речь идет о периоде, когда фотография и видеосъемка не были так развиты, как в настоящее время, можно воспользоваться таким доказательством, как письма или открытки. В упомянутом выше судебном процессе автором данной статьи были представлены суду доказательства в виде письма погибшего военнослужащего своему отчиму, написанного еще в период второй Чеченской войны. В этом письме военнослужащий называл отчима «папа» и писал ему такие трогательные слова, что у судьи не осталось никаких сомнений, что между фактическим воспитателем и военнослужащим были отношения «отец – сын».

Поскольку на сегодняшний день единый подход к признанию лица фактическим воспитателем военнослужащего законодательством и судебными органами пока не выработан, заинтересованному лицу необходимо самостоятельно собирать и представлять суду доказательства в подтверждение своей позиции. Следует отметить, что суды, в свою очередь, делают все, чтобы помочь заинтересованным лицам в признании их фактическими воспитателями военнослужащих. Однако это не освобождает фактического воспитателя от соблюдения требований ст. 56 ГПК РФ, которая предусматривает для любого участника гражданского процесса обязанность по представлению суду доказательств.

Консультация профессиональных юристов обеспечит полноценную юридическую помощь по правовым вопросам любой сложности.

Задайте вопрос военному юристу
Поможем по вопросам страховых выплат, трудностям с военной ипотекой, НИС и другими насущными проблемами военнослужащих