Происходящие в России политические и социально-экономические преобразования и сопровождающие их реформы, в том числе и официально не провозглашенная, но, тем не менее, фактически проводимая военная реформа, существенно изменили многие аспекты существования практически всех слоев населения Российской Федерации, в том числе это затронуло и военнослужащих.
Одним из направлений военной реформы является оптимизация структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых граждане проходят военную службу, в связи с чем произошло и продолжает происходить значительное сокращение личного состава указанных органов и организаций. В значительно большей степени это касается Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на современном этапе на пути формирования их нового облика (по терминологии политического руководства нашей страны). Наиболее острой проблемой при этом является удовлетворение жилищных потребностей увольняемых и уволенных военнослужащих. Остается острой и проблема обеспеченности жилищем военнослужащих, проходящих военную службу, и членов их семей. Проводимые социологические опросы среди военнослужащих показывают, что жилищный вопрос доминирует среди других проблем, сопровождающих военную службу сегодня.
Военнослужащие относятся к категории граждан, которым гарантируется право на жилищное обеспечение государством. Гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены их специальным статусом.
Особый правовой статус военнослужащих подразумевает законодательное ограничение некоторых их прав и свобод, и иных дополнительных мер социальной поддержки. Одним из наиболее значимых для военнослужащего и членов его семьи социально-экономических прав можно выделить право на обеспечение жилищем.
Модернизация правового регулирования таких отношений имеет особое значение, поскольку военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства.
Ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает исчерпывающий перечень специальных форм реализации права военнослужащих на жилые помещения, что позволяет сделать вывод о самостоятельности права военнослужащих на жилье по сравнению с общим правом, которое закрепляется ст. 40 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 16 Европейской социальной хартии, для обеспечения необходимых условий полного развития семьи — основной ячейки общества Стороны обязуются содействовать экономической, юридической и социальной защите семейной жизни путем выплаты семейных пособий, налоговых льгот, строительства семейного жилья, пособий для новобрачных и иных подходящих мер.
Рассматриваемое право нашло отражение и в Конституции Российской Федерации (ст. 40), устанавливающей, что право на жилище является правом каждого и означает запрет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно этой же ст. 40 органы государственной власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство. Таким образом, очевидно, что нормы Конституции Российской Федерации сводят это право к трем юридическим возможностям:
— стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;
— содействие государства в улучшении жилищных условий;
— обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.
Исходя из вышеизложенного, основным отличием положений, закрепленных в Конституции СССР и Конституции Российской Федерации, является гарантированная государством возможность гражданину получения бесплатного жилья. В Конституции Российской Федерации право на бесплатное получение жилья по установленным нормам
от государства (или местных органов власти) гарантируется только малоимущим нуждающимся в жилье гражданам. Возможность бесплатного получения жилья устанавливается и для «иных указанных в законе граждан».
Именно к такой категории граждан и принадлежат военнослужащие. Право на жилище военнослужащих закреплено ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В отличие от других категорий немалоимущих граждан, в соответствии с вышеуказанной статьей Закона, «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Основными условиями получения военнослужащими в собственность жилого помещения от государства являются:
1) признание их в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (это не распространяется на военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих);
2) увольнение с военной службы, при условии наличия на момент увольнения общей (календарной) продолжительности военной службы 20 лет и более;
3) увольнение с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии, что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе; б) состояние здоровья; в) организационно-штатные мероприятия.
В целом под правом на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, следует понимать юридическую возможность (право): а) получения жилья на определенных Законом о статусе военнослужащих льготных условиях за счет средств федерального бюджета;
б) вступления в первоочередном порядке в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы;
в) получения земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов;
г) приобретения жилья в собственность с использованием государственных жилищных сертификатов и субсидии (безвозмездной финансовой помощи);
д) безвозмездного получения в собственность занимаемых ими жилых помещений в соответствии с действующим законодательством;
е) стабильного обладания имеющимся жилищем, включая право владения, пользования и распоряжения жилым помещением.
Военнослужащие имеют особый статус, так как их служба связана с определенными трудностями и лишениями. Поэтому государство предоставляет им дополнительные гарантии и компенсации. Так, п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих устанавливает трехмесячный срок со дня прибытия на новое место военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для обеспечения его и совместно проживающих с ним членов его семьи служебным жилым помещением по установленным нормам.
Таким образом, основной особенностью осуществления военнослужащими права на жилище является установленная законом гарантия обеспечения военнослужащего государством:
а) жилым помещением на весь период прохождения им военной службы (либо компенсация за поднаем жилища в случае невозможности обеспечения);
б) жилым помещением, передаваемым данному военнослужащему в собственность, при условии достижения военнослужащим установленной законом продолжительности военной службы (а иногда, в дополнение к этому, и наличие определенных оснований увольнения с военной службы).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 № 5-П отмечалось: реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших
возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу Конституции Российской Федерации.
Военнослужащий вправе получить жилое помещение в любом выбранном им месте постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем, нельзя обойти вниманием также и военнослужащих, имеющих право на первоочередное предоставление жилья, которое хотя Жилищным кодексом РФ прямо не предусмотрено, однако сохранилось и прямо предусматривается различными законодательными актами. Например, п. 3 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», ст. 5 Закона РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
Таким образом, законодательством уже не один год предусматривается внеочередной и первоочередной порядки предоставления жилья военнослужащим, которые затрагивают права и интересы достаточно большой группы граждан, в связи с чем возникает вопрос, как эти права реализуются на практике и в подзаконных нормативных правовых актах.
Анализ данных положений Инструкции показывает, что получить жильё в Минобороны во внеочередном или первоочередном порядке – невозможно, т.к. такой порядок (хотя и установлен законодательством) в Инструкции отсутствует, а попытки хоть как-то исполнить эти законоположения приведут к нарушению Инструкции. По сути, предусматривая распределение жилья только по очерёдности, определяемой датой принятия военнослужащего на учёт, указанная Инструкция противоречит действующему законодательству, устанавливающему и другие порядки распределения жилья – внеочередной и первоочередной.
Отсюда можно сделать вывод, о том, что установленный в подзаконных актах Минобороны порядок выделения военнослужащим денежных средств на приобретение (строительство) жилья представляет собой ещё более «тёмную дыру» нежели предоставление жилья и ещё в большей степени создаёт благоприятные условия для коррупционных схем, а также, по сути, ликвидирует само право на льготы, установленные законодательством в отношении внеочерендного порядка предоставления военнослужащим денежных средств на приобретение или строительство жилья, делает исполнение указанной законодательной нормы на практике невозможным.
В этой связи представляется целесообразным доработать указанные Инструкцию и Порядок с учётом выше перечисленных недостатков и требований законодательства, а также вернуться к прежнему прозрачному, менее коррупционному порядку распределения жилья (субсидий) через воинские части, а не ДЖО и уполномоченные органы. Как это до сих пор и происходит в отдельных ведомствах, например, в ФСБ, ФСО и др.
Таким образом, мы видим серьёзную проблему правовой работы, которая встречается не только в области военно-жилищных правоотношений. Проблема правоприменения, проблема возникновения пропасти между законом и практикой его претворения в жизнь, проблема игнорирования на местах чиновниками требований закона, проблема коррупции – не нова.
Проблема реализации права военнослужащих на предоставление им жилища указывает на необходимость совершенствования законодательства в данной области правоотношений.
В свете этого в 2020 году были внесены поправки в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», где военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Предоставление указанным военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей земельных участков для строительства
индивидуальных жилых домов не является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Принимая во внимание отдельные изменения в законодательстве, тем самым государство пытается прийти к соблюдению баланса интересов и исполнений гарантий. В подтверждении этого буквально недавно Президент России Владимир Путин объявил, что к 2023 году 138 тысяч военнослужащих должны быть обеспечены постоянным, а еще почти 200 тысяч — служебным жилым помещением.
Он уточнил, что за последние три года на выделенные из федерального бюджета субсидии квартиры приобрели более 15 тысяч военнослужащих, а служебное жилое помещение получили 108 тысяч военнослужащих. В 2021-23 годах постоянное жилое помещение получат еще более 10 тысяч человек, служебное — 90 тысяч, отметил президент.
Президент России заверил, что власти будут и дальше улучшать условия жизни военнослужащих и их семей, а также военных пенсионеров.
«Уверен, налаженный тыл, без всякого сомнения, — и вы, уверен, разделяете такой подход — будет укреплять боеспособность армии и флота и безопасность страны, повысит и престиж военной службы», — заключил он.
Бесспорно золотые слова, хотелось бы верить, что в реальности слова Президента России будут исполнены.
Подводя определенные итоги данной статьи, прошу учесть, что вопрос жилищного обеспечения очень сложный, необходимо четко представлять, как, когда и что конкретно делать в той или иной ситуации и какие документы подавать и затребовать. У военнослужащего должно быть четкое представление, когда у него наступает право на жилище и что при этом он должен сделать (алгоритм действий). Формы жилищного обеспечения можно условно разделить на предоставление:
— жилого помещения в собственность бесплатно;
— жилого помещения по договору социального найма;
— единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (субсидии).
— денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
По любой из вышеперечисленных форм военнослужащий не должен допускать ошибок, однако в действительности много военнослужащих их совершают, отчего следуют негативные последствия и порой их предотвратить уже проблематично. Например: Почему, когда являешься участником НИС, стоит очень хорошо подумать, прежде чем вписываться в покупку жилья, обременять себя кредитом и целевым жилищным займом, однако есть и другой вариант: ничего не брать, а воспользоваться накоплениями, при наступлении права на использование, в таком случае вы никому ничего не будете должны. Много ситуаций, когда оба супруга военнослужащие, но разные формы жилищного обеспечения, при этом зачастую реализует свое жилищное право тот супруг, где можно это право быстрее реализовать, как правило — это участники НИС, но такие действия являются ошибочными и несут негативные последствия для другого супруга.
А теперь вопрос к Вам, можете ли Вы правильно воспользоваться своими жилищными правами, знаете ли всю последовательность действий, с учетом «подводных камней»? Скажу Вам откровенно, нюансов масса, если их не знать, то можно остаться без жиля. Поэтому мы рекомендуем обратиться и довериться профессионалам, до того момента, когда у вас наступит право на жилищное обеспечение.